МАРКЕС: лучшие экранизации
Маркес Габриэль Гарсиа (1927-2014) – легендарный колумбийский писатель-прозаик, представитель литературного направления «магический реализм». Он получил Нобелевскую премию в 1982 году со словами «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».
Но его путь к славе был непрост:
«У меня была жена и двое маленьких сыновей. Я работал пиар-менеджером и редактировал киносценарии. Но чтобы написать книгу, нужно было отказаться от работы. Я заложил машину и отдал деньги Мерседес. Каждый день она так или иначе добывала мне бумагу, сигареты, все, что необходимо за работой. Когда книга была кончена, оказалось, что мы должны мяснику 5000 песо — огромные деньги. По округе пошел слух, что я пишу очень важную книгу, и все лавочники хотели принять участие. Чтобы послать текст издателю, необходимо было 160 песо, а оставалось только 80. Тогда я заложил миксер и фен Мерседес. Узнав об этом, она сказала: “Не хватало только, чтобы роман оказался плохим!”»
И вот ещё несколько его цитат:
👉🏻 La memoria del corazón elimina los malos recuerdos y magnifica los buenos, y gracias a ese artificio, logramos sobrellevar el pasado. — Память сердца уничтожает дурные воспоминания и возвеличивает добрые, и именно благодаря этой уловке нам удается вынести груз прошлого.
👉🏻 No hay medicina que cure lo que cura la felicidad. — Нет лекарства, которое способно вылечить то, что может вылечить счастье.
👉🏻 Ninguna persona merece tus lágrimas, y quien se las merezca no te hará llorar. — Ни один человек не заслуживает твоих слёз, а те, кто заслуживают, не заставят тебя плакать.
👉🏻 La vida no es la que uno vivió, sino la que uno recuerda, y cómo la recuerda para contarla. — Жизнь – не только то, что человек прожил, но и то, что он помнит, и то, что об этом рассказывает.
Говорят, что произведения Маркеса очень сложно перенести на экран. Однако многие режиссеры старались это сделать. Ниже предлагаем вам список нескольких экранизаций этого знаменитого колумбийского писателя. На наш взгляд, это одни из самых удачных фильмов по его произведениям. Смотрите и наслаждайтесь:
🎬 Вдова Монтьель / La Viuda de Montiel (1979)
Главную роль здесь сыграла Джеральдина, дочь легендарного Чарли Чаплина. Актрису привлекла в сюжете критика диктатуры и тирании. Картина была включена в список показа на 30-ом Берлинском международном кинофестивале. Одно время в некоторых странах Латинской Америки фильм даже был запрещен к показу.
🎬 Эрендира / Eréndira (1983)
Экранизация повести «Невероятная и печальная история о простодушной девушке Эрендире и ее бессердечной бабушке». Фильм был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Ленту хвалили за красивую картинку, отличную работу по воплощению оригинального произведения на экране и высокохудожественный эротизм (однако из-за него фильм так и не показали на экранах СССР).
🎬 Время умирать / Tiempo de morir (1985)
Этот фильм и не является экранизацией в прямом смысле слова: сама история была написана Маркесом сразу как киносценарий. Картина была хорошо принята зрителями, она довольно зрелищная: в ней есть и кровная месть, и социальная подоплека. Также лента получила разнообразные премии и номинации. Но вот самому писателю работа со сценарием пришлась не по душе, он написал: «Работа для кино требует великой покорности. В этом состоит разница между кино и литературной работой. В то время как новеллист, сидящий перед пишущей машинкой, свободен и независим, сценарист есть лишь деталь сложнейшей системы зубчатых колес и в своей работе он почти всегда движим чуждыми ему интересами…»
🎬 Хроника объявленной смерти / Cronaca di una morte annunciata (1987)
Фильм по повести Маркеса «История одной смерти, о которой знали заранее». Главные роли исполнили с Орнелла Мути и Руперт Эверетт. Лента была очень популярна в прокате, номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь», а ещё нравилась самому писателю.
🎬 Полковнику никто не пишет / El coronel no tiene quien le escriba (1999)
Почти дословная экранизация одноименной повести Маркеса. Но только политические акценты немного оказались смещены на мелодраму. Лента получила несколько номинаций на разные кинопремии и похвалу на фестивале «Сандэнс». Одну из ролей исполнила актриса Сальма Хайек.
🎬 Любовь во время холеры / Love in the Time of Cholera (2007)
Экранизация одноименного романа, снятая в Голливуде к 80-летию Маркеса. На данный момент это самая дорогая лента: её бюджет составил 45 миллионов долларов. Главную роль Флорентино Арисы исполнил Хавьер Бардем. Хотя фильм не нашел успеха у критиков, но он является, пожалуй, одной из самых известных экранизаций писателя.
🎬 Вспоминая моих печальных шлюх / Memoria de mis putas tristes (2011)
Экранизация по одноименной повести. Последний из прижизненно снятых фильмов по произведениям писателя. В этом фильме Джеральдина Чаплин вернулась к работе с текстом Маркеса, впервые после роли вдовы Монтьель, спустя тридцать с небольшим лет. Но и без этого факта у ленты есть много достоинств: история престарелого циника, который на исходе жизни сможет вновь испытать настоящее чувство, вряд ли оставит любителей хорошего кино равнодушными.
🔔 Если вы любите литературу так, как любим её мы, то посмотрите наш спецкурс в записи Las letras abiertas de América Latina. В нём мы говорим об истории латиноамериканской литературы с Карлосом, мексиканским журналистом и писателем. В курс включены интерактивные упражнения для лучшего запоминания материала.